Second screen Опыт российских разработчиков
*|MC:SUBJECT|*


Second screen

опыт российских разработчиков

Перед тем, как прочитать сегодняшнюю рассылку, помогите сделать её лучше и полезнее. Мы разделим письма на два потока.

  1. Профессиональный. Письма по аналитике рынка мобильных приложений будут приходить в среднем раз в месяц. Чтение потребует хорошего понимания темы.

    Примеры таких выпусков: Когортный анализ в приложениях, Отчет о мобильном приложении, Правильно расставляем события во Flurry.

    Чтобы остаться на «профессиональной» рассылке, делать ничего не нужно.

  2. Базовый. Письма будут приходить раз в две недели. Базовый поток полезен для тех, кто познакомился с рынком мобильных приложений не больше года назад.

    Примеры таких выпусков: Звуки в неигровых приложениях, Статистика длины названия приложений, Правила хороших push-уведомлений.

    Чтобы подписаться на «базовую» рассылку, напишите на alice.mashkova@touchin.ru. Сегодняшняя рассылка — также «базовая» версия, пример того, чем будем делиться в новом потоке.

Ответьте на четыре вопроса, чтобы мы делали контент, интересный для вас. Это займёт не больше минуты. Вопросы по ссылке.

История

«Second screen» или «вторым экраном» часто называют мобильное устройство (смартфон или планшет), которое добавляет интерактив к просмотру «линейной» телевизионной программы. У пользователя появляются расширенные возможности для взаимодействия с контентом передачи при её просмотре. Первую заявку на патент подобной технологии подал Google в 2003 году, но тогда вторым экраном должен был стать десктоп.

Одним из первых известных проектов с использованием «второго экрана» стал сериал Gray’s Anatomy. 3-го февраля 2011-го года зрители канала ABC смотрели телевизор, получая дополнительную информацию о серии на своих iPad.

Сегодня материалов и кейсов, посвящённых многоэкранному взаимодействию, сотни, а взаимодействие осуществляется на всех типах устройств — от умных часов до умных телевизоров.

Российские примеры «второго экрана»

Далее мы будем говорить о «втором экране», если телевизионная трансляция сопровождается дополнительной информацией на мобильном устройстве. Телеканалы используют связку с мобильными устройствами для повышения интереса к телевизионному продукту и вовлечённости в просмотр.

«Второй экран» бывает двух типов: «сквозной» —  работающий со всей сеткой передач телеканала (см. ниже кейс «Еды»), и «специфичный» — предоставляющий контент под конкретный сериал/передачу (см. ниже другие кейсы).

Технология развивается в России недавно, поэтому по разным причинам количественной статистики по большинству проектов нет (мы запросили цифры у владельцев описанных приложений). Поэтому в материале мы больше расскажем о самих приложениях и их фичах.

Первые ласточки на «Первом»

Российские телевизионщики начали внедрять технологию «второго экрана» в 2013 году. «Первый канал» использовал её в декабре 2013-го на Кубке Первого канала по хоккею, а потом и на Олимпийских играх ’2014 в Сочи. Зрители получали дополнительную информацию о спортсменах и ходе состязаний с помощью мобильного приложения.

Контент приложения следовал событиям в трансляции: оперативные фотографии ярких моментов, информация об игроках, расписание и интересные факты о состязаниях. Кейс был реализован совместно с «РИА Новости».  После завершения олимпиады «Первый» убрал эту функцию из приложения. Но ниже — раритетный принтскрин о том, как это было.

У «Первого» есть еще одно приложение с использованием second screen. Это шоу «Голос». Задача зрителей — с помощью онлайн-голосования во время шоу угадать, кто пройдет в следующий тур. Телезрители, набравшие максимальное количество баллов за счёт своих экстрасенсорных навыков, получат приглашения на прямые эфиры шоу — четвертьфиналы, полуфинал и финальную программу. Особенность в том, что приложение — сезонный продукт. В AppStore «Голос» появится вновь вместе с новым сезоном шоу в начале сентября.

Сериалы

Другой российский проект, заслуживающий внимания — «Молодежка» на телеканале «СТС». Второй сезон сериала получил мобильное дополнение — приложение со «вторым экраном». Если «Первый канал» давал информационный контент, то «СТС» усилил развлекательную составляющую. С помощью приложения можно скачать музыку из сериала или увидеть, кто звонит главному герою во время эфира. Викторины между пользователями, ролики со съемок и интервью с актерами — спектр вариантов зависит исключительно от фантазии творческой команды.

В приложении «Молодежки» нет сложной навигации — достаточно зайти в раздел «Второй экран». Приложение синхронизируется по звуку с той серией, которую смотрит пользователь.

Конкурсные механики

Мобильные приложения стали активно использовать для организации телевизионных конкурсов. В простейших случаях приложение для голосования просто добавляет ещё один способ голосования к привычной горячей линии телефона, SMS и сайту. Таким было приложение для конкурса «Евровидение ’2015». Первым оно появилось на платформе Windows Phone, так как спонсором выступила компания Microsoft.

Зрители получили чуть больше взаимодействия в реальном времени с приложением музыкального шоу «Главная сцена» (телеканал «России 1»). Во время трансляции пользователи пытались угадать, пройдет ли участник шоу в следующий тур. Итоги каждого раунда отображались на экране мобильного сразу после окончания выступления в эфире. Организаторы поощряли призами самых активных пользователей приложения.

Механика всего приложения шоу «Артист» построена на онлайн-голосовании. Даже члены жюри голосовали в зале с помощью смартфонов. Зрители сами влияют на результаты шоу — на то, останется ли участник. Если более 70 % зрителей проголосуют в приложении «за», то исполнитель проходит в следующий тур. Между участником и залом в прямом смысле слова поднимается четырехметровая стена, на которой выводятся реальные фотографии пользователей, отдавших свой голос в мобильном приложении.

«Сквозной» второй экран

Мобильные версии сайтов тоже относятся к категории «второго экрана». Пример тому — второй экран телеканала «Еда», созданный для браузеров смартфонов и планшетов.

Трансляция телеканала сопровождается дополнительным контентом — фотографиями блюд, рецептами, фотографиями со съёмок передачи. Продуман важный момент: когда программа заканчивается, пользователя спрашивают, хочет ли он остаться на странице завершившейся передачи или обновить содержание страницы. Это важно, например, если пользователь готовит блюдо прямо во время просмотра выпуска. После авторизации в приложении доступен чат, который имеет отдельную «комнату» под каждую программу.

Примечательно, что у телеканала есть мобильное приложение, но там «второй экран» отсутствует.

Нюансы реализации второго экрана

Технологии

Самый простой вариант — синхронизировать работу приложения с телеканалом по времени, либо с периодичностью в несколько секунд забирать информацию с backend-сервера о том, какая передача сейчас идёт. Этот способ хорош для «сквозных» вторых экранов, прямых трансляций конкурсов и соревнований. Так, например, работает второй экран «Еды».

Второй способ — синхронизироваться по звуку. Он хорош, когда сериалы или передачи зрители могут смотреть в записи или в онлайн-кинотеатрах. Самим разрабатывать такую технологию может быть дорого. Существуют готовые API, которые можно использовать в сторонних приложениях. Планшет или телефон записывает звук, формирует его компактный отпечаток и отсылает через API. Поставщик API ищет похожий отпечаток в своей базе и возвращает соответствующую ему передачу. Так, например, работает приложение «Молодежки».

Кому нужен «второй экран»?

В России «второй экран» используют для повышения лояльности телезрителей, привлечения внимания к бренду телеканала и увеличения аудитории трансляций.

После трех серий второго сезона «Молодежки» 27 000 человек поделились в ВКонтакте информацией о том, что смотрят сериал с помощью «второго экрана». К середине сезона этот показатель достиг отметки в 250 000. Дополнительный охват друзей таких пользователей мог составить несколько миллионов человек.

«Второй экран» и монетизация

Внедрение «второго экрана» — не панацея. Его монетизация не отличается от обычного приложения. Телеканалы показывают в приложении баннерную рекламу, транслируют рекламные видеоролики и продают дополнительный контент.

Еще один канал получения дополнительного дохода — product placement с возможностью сопутствующей покупки. Если приложение предложит зрителю приобрести вещь, которую носит любимая героиня, то интерес к покупке уже будет подогрет. Желание усилится, если покупку можно оплатить в одно касание мобильного  экрана.

На рынке есть приложения, где второго экрана как такового нет, но компании повышают лояльность зрителей с помощью других механик. Телеканал  «ТНТ» разделил свою аудиторию на два приложения: «Телеканал ТНТ» и «ТНТ-club». В первом пользователю доступно только платное скачивание сериалов и шоу канала. Во втором — уникальный внеэфирный контент: эксклюзивное видео, интерактивные посты, цитаты и интервью звезд. Пользователи получают баллы и подарки за активность. Отличие от конкурентов — развитая партнерская сеть, представители которой дарят пользователям приложения скидки на свои услуги. Туда входят Panasonic, InterSport, Санрайз Тур, Техносила и другие крупные компании.

Контент для «Второго экрана»

С согласия Максима Королёва приводим некоторые цифры и факты, полученные им при исследовании приложения «Молодёжки» для UsabilityLab.

Авторы интервьюировали зрителей до и после просмотра, а также наблюдали за респондентами во время трансляции. В результате исследователи рекомендуют следующие правила.

  • Делайте тексты сообщений меньше 15 слов. Длиннее — отвлекает от просмотра.
  • Обновляйте контент виджетов за несколько секунд до кульминационных моментов на экране.
  • Пользователю нужна индикация обновления новостей (вибрация).
  • Человеку важно ощущать, что другие зрители тоже участвуют в интерактиве. Показывайте результаты голосования и опросов, чтобы пользователь осознавал причастность к продукту.
  • Во время эфира пользователь уточняет имена актеров, участвует в викторинах, голосовании. «На потом» оставляет подробные описания, рекламные предложения, навигацию по сериям.

Сегодня у микрофона


Если у вас есть интересный кейс, которым хотите поделиться, присылайте его нам!
Алиса Машкова, маркетолог Touch Instinct
alice.mashkova@touchin.ru

Все выпуски рассылки touchin.ru/letters
Рекомендуйте друзьям.
 
*|HTML:LIST_ADDRESS|* 
отписаться


*|IF:REWARDS|* *|HTML:REWARDS|* *|END:IF|*

Полезные письма о мобильных приложениях, аналитике, стратегии и продвижении.
По средам, раз в неделю.

×